Копируя Бетховена.
« - You don’t love him. Not him.
- Then, I suppose, I love you?
- No. You want to be me».
« - Ты его не любишь. Не его.
- Тогда, надо полагать, я люблю Вас?
- Нет. Ты хочешь быть мной».
Наверное, все уже знают, как долго я ждала этот фильм и отлавливала его в магазинах. Свершилось! ; ) Я его купила и посмотрела.
Вау, вау, вау! Я нисколько не разочарована.
Кино, конечно, не на широкого зрителя, это надо понимать, но очень правильно двухуровневое – для всех, и для тех кто понимает.
Вообще, от режиссера Агнешки Холланд это, собственно, и ожидалось : )
Бетховен, после Моцарта, Паганини, Чайковского и Вивальди, безусловно, самый попсовый композитор. Ну, с классическими композиторами ведь как с прописными истиными – как писал Ремарк, они потому прописные, потому что верные. То же самое и тут – они потому популярные 150 лет спустя, потому что не надо знать нотной грамоты, чтобы плакать, слушая «Оду к радости».
Как у rumjungle – «Я выросла в панельной девятиэтажке, поэтому мои любимые композиторы - Моцарт и Бетховен». В общем, тот же случай с моей коровой машкой - я тоже очень люблю Бетховена, человека и пароход, (то есть человека и собаку : ) ). Большей частью потому, что его не скучно слушать. Потому что все время что-то двигается, а не идет кругами, даже в больших симфониях. Вагнеровские лейтмотивы – это просто отлично, но часами слушать разные вариации на одну мелодию, да еще в медленном темпе – это надо очень сильно любить классическую музыку, гораздо больше чем я.
Чтобы получить от фильма настоящее, ничем не замутненное удовольствие, не надо даже иметь моих 8 классов неоконченной
церковно-приходской музыкальной школы. «Оду к радости» и куски из девятой симфонии мы все знаем, а что не знаем – например про революционную последнюю фугу – то расскажут в самом фильме.
Сюжет: Анна Хольц, самая талантливая слушательница курса композиции в Венской консерватории, получает предложение переписывать ноты для Бетховена, величайшего композитора эпохи. Выпендрившись на тему мужского шовинизма и отпустив пару острот о женщинах-музыкантах, Бетховен берет Анну в копиисты. Бетховен пишет девятую симфонию и дела идут плохо – он уже много лет как глух, одинок, да и музыка его порой слишком уж сильно опережает свое время. Самая главная проблема в том, что Бетховен и дирижировать хочет сам. Оркестры в панике, потому что глухой дирижер –это катастрофа. Но Бетховен упорствует, и, лишь в вечер премьеры, за несколько минут до начала, признает, что, пожалуй, это ему не под силу. И тогда Анна, ставшая ему за время написания симфонии не только помощницей, но и другом, обещает помочь. Она будет дирижировать ему из оркестра, ногою отбивая контрапункт. Триумф. Анна останется с Бетховеном до конца, и будет рядом, когда он умрет. Потому что он гений. Потому что, когда она с ним, она «чувствует, что тоже может создавать музыку», несмотря на то, что она женщина и не гений, а просто талант. Потому что оно того стоит.
Что в этом фильме поражает сразу, с первых кадров, так это то КАК он снят - так, чтобы картинка отражала музыку. Причем, в зависимости от того, какое произведение звучит фоном, меняется и операторская техника. В фуге камера движется рывками, прыгая, как мелодия, из октавы в октаву, в вальсе - кружится, а в струнном квартете дает нам четыре угла зрения. Это волшебно. Мне вообще кажется, что кино только тогда состоятельно как акт искусства, когда ему удается что-то, чего не может сделать сама история, написанная или рассказанная. В фильме «Копируя Бетховена» происходит именно это – и пусть у Дианы Крюгер порой реально коровье выражение красивого лица, а Эд Харрис переодически брызжет слюной как заправский бюргер средних лет, пусть некоторые фразы режут слух своим пафосом даже при том, что дейтсвие происходит в середине 19 века, а Будапешт, как ни крути, сложнее выдать за Вену, чем Прагу, пусть – сцена, в которой Анна и Бетховен вместе дирижируют девятой симфонией, безумно красивое импрессионистически рваное начало фильма, Бетховен, собирающий разлетевшиеся у фонтана нотные листы и Бетховен, слушающий пение птиц в Венском лесу- вот это шедевр. Это красота. Это искусство.