Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Вам не пришло письмо с кодом активации?
Сегодня: Октябрь 23, 2024, 13:24:41


Регистрация и вход на форум (полезная информация)   
Начало Помощь Календарь Войти Регистрация
Внимание! Информация на данном форуме предназначена для читателей старше 18 лет.
Герольд: (!!!) Посмотрели фильм? Не забудьте внести его в тематические списки!
Фантастика и фэнтези:

Гроссман, Лев - Волшебники

Паранормальные романы >>>
Любовный роман, проза и другое:

Гурк, Лора Ли - Истинное сокровище

Библиография >>>
Интересное на форуме:

Донован, Ребекка - Что, если?

Молодежная литература / Young Adult & New Adult >>>

+  Мечтательница
|-+  Клуб злобных и незлобных читателей
| |-+  Книжный мир (Модератор: Росинка)
| | |-+  Ремонт и переплёт книг
0 Пользователей и 7 Гостей смотрят эту тему.
Страниц: [1] 2 3 ... 5 Печать
Автор Тема: Ремонт и переплёт книг 18+  (Прочитано 74504 раз)
der
Гость
« : Апрель 01, 2006, 22:34:09 »

Девушки, посовещавшись с Юсей и Линой решила начать новую тему. Надеюсь, она будет полезной.

Уроки ремонта и переплёта книг.

Интересует?

Тогда я начну с того, что расскажу:

1)  Что нужно знать о строении книги  (информация не лишняя, хотя многие термины вам знакомы,  приводятся и некоторые специальные выражения)

2) Ремонт книг в мягкой обложке с клеевым переплётом (отвечаю на вопрос Юси)

3)   Создание новой книги  - переплёт сшивной, обложка твёрдая (хотя можно и мягкую поставить)


Как основу я взяла уже готовый текст (полностью можете с ним ознакомится  на   http://www.papitet.ru/p_restavr3.htm - кстати, очень хорошая школа, я там училась).
Но там много лишней информации, поэтому я взяла на себя смелость немного его подредактировать).
Если что не понятно задавайте вопросы, буду отвечать по мере возможности.
(несколько лет учила этому студентов – правда «вживую», не знаю, получится ли сделать это не имея возможности показать )


« Последнее редактирование: Апрель 01, 2006, 22:35:53 от Darina » Записан
der
Гость
« Ответ #1 : Апрель 01, 2006, 22:36:16 »

Для работы нам понадобится:

1.   сама книга

2.   тиски переплётные

       например такие (если есть возможность их сделать) или такие

заменить их можно  двумя струбцинами,
такими, например,
и двумя ровными дощечками – по размеру немного больше формата  А5 (стандартный формат выпускаемых сейчас книг этот размер не превышает,  а новую книгу мы будем распечатывать на принтере)

3.   ножовочное полотно (довольно мелкое) № 1-2
4.   небольшой кусочек мелкой наждачной бумаги
5.   нож канцелярский
6.   нитки капроновые (потолще)
7.   клей ПВА
8.   клей КМЦ
9.   плоская кисть  (лучше синтетика)
10.   кусочки х/б ткани
11.   металлическая линейка (сантиметров 20-25)

Материалы, которые понадобятся для изготовления нового переплёта напишу позже

Для работы достаточно обычного стола – только застелите его предварительно клеёнкой

P. S.
Если кто-то решит присоединиться ко мне и поделиться своими знаниями я буду только рада.
И в связи с этим вопрос- просьба. Может кто – то сможет рассказать, как макетируются книги?
Записан
der
Гость
« Ответ #2 : Апрель 01, 2006, 22:40:42 »

Тема 1.
Конструкция и основные элементы книги

Нередко внешнюю одежку книги составляет суперобложка, надеваемая поверх переплета и удерживаемая на нем клапанами. Суперобложка выполняется обычно из бумаги или синтетических материалов. Ее назначение — нести на себе дополнительную текстовую либо изобразительную информацию о данной книге, но иногда она служит и для защиты переплетных крышек от загрязнения и разрушения.

Очень большое значение имеют переплетные крышки и корешок переплета книги в её сохранности. Они оклеены снаружи прочным покровным материалом.

Края переплета, как правило, выступают за пределы книжного блока, их называют кантами.
Верхнюю и нижнюю части книжного блока украшают кромки каптала — соединительной тесьмы, дополнительно скрепляющей листы книги и предотвращающей проникновение пыли во внутреннюю часть блока.

Шелковая ленточка-закладка (ляссе), цвет которой сочетается с цветом каптала, завершает внешнюю отделку книги и облегчает работу с нею.
Теперь заглянем внутрь книги.

« Последнее редактирование: Апрель 01, 2006, 22:42:30 от Darina » Записан
der
Гость
« Ответ #3 : Апрель 01, 2006, 22:42:52 »

Откроем верхнюю крышку переплета, что облегчается за счет своеобразного шарнира — рубчика между нею и корешком. Рубчик — внешняя часть шарнира, внутреннюю же образует сгиб двойного листа бумаги или другого гибкого и прочного материала, одна половина которого свободна, а вторая приклеена к внутренней стороне переплетной крышки, это — форзац, иногда художественно оформляемый.

В большинстве современных книг под форзацем помещается титульный лист, на котором приводятся имя автора и название книги, сведения об издательстве и дате выпуска в свет труда. Иногда же перед титульным листом можно встретить своего рода “фасадную” страницу — фронтиспис. В некоторых случаях лист с фронтисписом вклеивается и перед начальной страницей, т. е. после титульного. Печатается фронтиспис отдельно, на бумаге лучшего сорта, чем остальной книжный блок; помещаются на нем портреты автора или рисунки с героями книги, иные иллюстрации к тексту, имеющие ключевое значение.


Книга: 1 — книжный блок, 2 — суперобложка, 3 — переплетная крышка, 4 — ляссе, 5 — рубчик, 6 — каптал, 7 — корешок, 8 — кант, 9 — экслибрис, 10 — клапан суперобложки, 11 — форзац, 12 — фронтиспис, 13 — титульный лист
Записан
der
Гость
« Ответ #4 : Апрель 01, 2006, 22:45:35 »

Переплет книги бывает составным (рис. 2, А).
Картонные 2 сторонки — крышки переплета — соединены со стороны корешковой части полоской переплетного материала. Из такого же материала и отделка уголков крышек. Средние части крышек переплета оклеены материалом, гармонирующим с материалом корешка.
Жесткость и упругость корешковой части переплета обеспечиваются отставом, вклеенным таким образом, чтобы зазоры между его краями и внутренними краями крышек (шпинации) сделали возможным создание рубчика-шарнира переплета книги. Блок книжный (рис. 2, Б) по корешку укреплен марлей.
 Верхняя и нижняя части корешка оклеены капталом.
Края марли, заходящие на верхний и нижний форзацы книги, обеспечивают надежное закрепление книжного блока в переплете и увеличивают прочность шарниров переплетных крышек.
Верхний обрез блока называется — головка.
Боковой обрез — передок.
Нижний – хвостик.
Иногда обрезы окрашивают - помимо чисто эстетической стороны, краска предохраняет страницы книг от пыли — ее злейшего врага.


Рис. 2.
Переплетная крышка (А): 1 — картонная сторонка, 2 — отстав, 3 — корешок, 4 — рубчик. 5 — покровный материал: книжный блок: (Б):
1 — форзац, 2 — передний обрез блока, 4 — каптал, 5 — марля, 6 — верхний обрез блока, L — длина блока (высота), Н — толщина блока
Записан
der
Гость
« Ответ #5 : Апрель 02, 2006, 01:48:31 »

Урок 2. Ремонт книги в мягкой обложке с клеевым переплётом.

Все мы периодически покупаем малышки и все сталкиваются с тем, что после прочтения они, как правило, рассыпаются. Да и обложки часто рвутся.

Почему это происходит?
1.клеевой переплёт сам по себе конечно выгоден издателям (т.к. достаточно дёшев), но он весьма непрочен изначально (хотя есть и исключения – приятным сюрпризом стала для меня вот эта серия – и в руках приятно подержать и  не рассыпается)
2.в большинстве случаев (не знаю из каких соображений) при проклейке таких книг используется совершенно не подходящий для этого клей – жёсткий. Нужно брать клей, обладающий достаточной пластичностью.
3.   и конечно, при чтении мы раскрываем книгу слишком сильно (а куда денешься), тем самым нанося механические повреждения.

Для чего я это пишу –  мы попробуем частично избежать этих ошибок.

Итак, нам понадобится:
1)   Клей – ПВА и КМЦ (его продают во всех хоз. магазинах), если совсем сложно с КМЦ можно взять и обойный или сварить мучной клейстер (если интересно могу написать рецепт).
Клей ПВА мы используем для прочности, а КМЦ для придания пластичности.
КМЦ завариваем очень горячей водой и размешиваем. Клей должен получиться довольно густой, чтобы «ложка стояла». Если что, можно потом  развести водой.
Пропорция – надо пробовать. Обычно предлагают ПВА : КМЦ ( 1: 1) . Но всё зависит во многом от качества клея.
Цель – получить достаточно пластичный клей с хорошей прочностью, и достаточно густой.

(Сейчас продают много всяких клеящих составов и может быть что-то подходит для наших целей больше – если кто-то знает, поделитесь сведениями, т.к. я всё же реставратор и меня связывают определённые требования ГОСТов, которые запрещают нам использовать нетестированные соединения. Но вас-то они не касаются)

2. нитки – капроновые или толстые шёлковые, можно льняные.

3.   нож канцелярский
4.   тиски или струбцинки – без них мы никак не обойдёмся.
5.   лист бумаги лучше формата А3 (можно рисовальной, можно и просто ксероксной) – для ремонта обложки.
6.   кисть для клея
7.   ножовочное полотно
8.   тряпочка для вытирания клея
9.   небольшой кусок мягкой ткани (или два размером с нашу обложку) – можно фланель (в идеале не фактурное сукно)
10.    стопка книг для пресса
Записан
der
Гость
« Ответ #6 : Апрель 02, 2006, 01:50:09 »

Этапы работы:

1.   демонтаж

- нужно как можно аккуратней снять обложку  - она нам ещё пригодится

- корешок очистить от клея (как правило его там не много – экономят )


2.   приведём в порядок обложку.

Исходим из того, что книга так и останется в мягком переплёте (хотя можно и жёсткий поставить)

- если сняли удачно и  обложка абсолютно целая можно ничего с ней не делать.

- если она всё-таки повреждена (как правило, сторонка оторвана от корешка) нужно просто её сдублировать на лист бумаги (помните, мы приготовили его).

Тут есть несколько тонкостей
а) бумага, как и ткань, имеет своё направление. Благо, что при нарезке её по формату, как правило соблюдаются определённые правила: если взять лист А3 и расположить его вертикально (используя терминологию принтера – книжная ориентация), а обложку развернуть и расположить горизонтально (альбомная ориентация) – то направления у них совпадут. Именно поэтому я советую взять формат А3, на А4 это номер не пройдёт

б) более толстая бумага имеет свойство деформировать более тонкую, поэтому для дублирующего слоя лучше взять более плотную бумагу. Если  мы имеем дело с изданием типа минишарм – достаточно обычной ксероксной бумаги, но если обложка более толстая (или вы хотите сделать её попрочней) – возьмите рисовальную бумагу.
Если же вы подошли к вопросу очень серьёзно, хотите сделать многокниг и живёте в большом городе – советую найти магазин, торгующий  бумагой – типа сети Берег (точно знаю, что они есть в Москве и Питере) и купите там лист или два бумаги, предназначенной для переплёта – продавец вам подскажет. Она прочная и красивая (с тиснением).

в) для дублирования можно использовать тот же клеевой состав, что мы приготовили для проклейки корешка (ПВА с КМЦ), 
Чтобы добиться лучшего результата нужно клей нанести на более тонкий лист, промазав всю поверхность (клей наносим от середины к краю, обязательно затем пройдя кистью по периметру листа) – клея должно быть немного – только чтобы пропитать бумагу (лишний клей испортит всё дело)
Дать несколько минут клею возможность впитаться в бумагу (можно даже согнуть при этом лист пополам)
Затем на более толстую бумагу наложить более тонкую (с клеем) и мягкой тряпочкой (можно слегка влажной) пригладить только осторожно, не порвите бумагу (опять движения от середины к краю)  - весь  лишний клей убрать той же тряпкой.

Обложка получилась немного влажной (или много?) не беда.
Берём приготовленные кусочки ткани. Один кладём на ровную поверхность (стол или пол), сверху кладём обложку и накрываем другим кусочком ткани – сверху придавливаем стопой книг – мини пресс готов.
Пусть обложка там сохнет. Время от времени заглядывайте туда, можно поменять или совсем убрать ткань, чтобы сохла лучше.
Когда полностью приклеится и высохнет -  обложка готова. Нужно только удалить лишнюю бумагу.
Можно конечно и ножницами обрезать, но это не будет идеально ровно.
Самый лучший способ:
На стекло положить нашу обложку, по линии обреза положить линейку и прижать её левой рукой двумя пальцами, большим и указательным, расставив их на большое расстояние (свободной должна остаться лишняя часть). Взяв  канцелярский нож, положив указательный палец на его верхнюю часть, прижимают нож к линейке, и, держа его под углом 30—50 град. к горизонтальной поверхности, проводят лезвием по линии разреза. Сильный нажим приводит к смятию и разрывам страниц — такой не нужен. Движение ножа при обрезке — на себя. Режут только тщательно просушенные листы.
Записан
der
Гость
« Ответ #7 : Апрель 02, 2006, 01:54:31 »

3. Теперь блок.
Здесь можно воспользоваться готовым уроком:

Шитье бесшовным способом,
1.   корешок очистить, листы сложить ровно и по порядку.
2.   блок столкнуть на головку и передок (т. е. блок взять в руки (не очень сильно сжимая) и несколько раз просто стукнуть об стол, верхним обрезом и боковым – очень эффективный способ – увидите, обрез сразу станет ровным)
3.   Затем зажать блок струбциной корешком наружу так, чтобы за ее пределами выступала кромка корешка шириной около 4 мм (рис. 6). (зажать блок нужно или в тисках или между двух гладко оструганных досок при помощи струбцины, далее везде буду писать зажать в тисках)

4.   Ножовкой с мелкими зубьями пропилить пазы в корешке блока под углом 45 град. к основанию на глубину 3—4 мм. Пазы — парные, типа '“ласточкин хвост”, распределены по корешку равномерно (рис.7). Обычно 3—4 пар пазов достаточно. Расстояние между пазами пары по корешку не превышает 25—30 мм, а крайние пропилы должны отстоять от верхнего и нижнего обрезов блока не менее чем на 15 мм.
(обратите внимание – как расположен текст. Если он подходит близко к корешку, делайте неглубокие пропилы, т.к. читать потом будет неудобно)
5.   Начиная с паза 1 первой пары пропилов обмотать «ласточкины хвосты» нитью. укладывая ее виток к витку с достаточным натягом. Всего нужно 2—3 витка. Не обрывая нити, сделают столько же витков, используя вторую пару пропилов, и т. д. В последнюю пару пазов укладывают на 1—2 витка больше, чем в предыдущие. И, не обрывая нити (она уже будет проходить по противоположной стороне книжного блока), вернуться к первой паре пазов, поочередно наматывая на каждый “ласточкин хвост” блока по 1—2 витка. Конец и начало нити, находящиеся в пазе 1, завязать узлом, стараясь, чтобы он оказался внутри паза.
(процесс показан на рисунке)


Рис. 7.
Схема укрепления бесшвейного корешка: 1 — 2, 3—4 — пазы, образующие “ласточкин хвост”

Записан
der
Гость
« Ответ #8 : Апрель 02, 2006, 01:55:16 »

6.   Далее остается проклеить корешок блока, следя за тем, чтобы клей попал в пазы и хорошо пропитал нити, находящиеся в них. Если пазы получились слишком широкими в них закладывают отрезки, пропитанной клеем пеньковой или хлопчатобумажной бечевки (шпура), обеспечивая надежность корешка блока.
7.   Дать клею просохнуть и повторить проклейку. Можно это сделать 2-3 раза. Только каждый раз давайте клею хорошо высохнуть.
Да, хвостики нитки сразу приклейте к корешку, чтобы они потом не торчали.
     (один секрет – чтобы ускорить процесс, поставьте блок под вентилятор)
И ещё одно, - обычно корешок обложки деформируется и рвётся, когда мы открываем книгу. Можно придать ему прочности если на корешёк книжного блока наклеить несколько слоёв марли (лишнюю обрезать ножницами)

Теперь осталось достать нашу обложку и смонтировать её на блок ( чтобы лучше «села»  перед тем как клеить под линейку сделайте необходимые сгибы – вдоль корешка получится аккуратней, можно также сделать ещё один сгиб с лицевой стороны, отступив от корешка 2-мм(это придаст прочности нашей конструкции -  обложка открываясь, не будет тянуть за собой первый лист) - промажте клеем область корешка и полоски (1-2 мм)вдоль него.

Готовую книгу положите хотя бы на полчаса под стопку книг -  а лучше оставьте её там до утра.


Ну как получилось? -  у меня да. Несколько лет  назад  (да лет 10 уже)  мы с подругой таким образом отремонтировали часть её библиотеки – почти все книги до сих пор целы.

Только запомните – бесшовный переплёт – есть бесшовный переплёт – поэтому раскрывайте книгу бережно – сканер –ксерокс  ей опасен.

Удачи.

P. S.
Я не очень вас загрузила? Может  быть не надо так подробно всё описывать?

« Последнее редактирование: Апрель 02, 2006, 10:19:39 от Darina » Записан
Henrietta
Гость
« Ответ #9 : Апрель 02, 2006, 08:18:23 »

Цитата: Darina Отправлено: Сегодня в 01:55:16 
Я не очень вас загрузила? Может  быть не надо так подробно всё описывать?

Да что Вы, Darina, все было очень интересно.
Записан
Юся
Кузя с детством
Читатель.
Герцог
*****

Карма 1037
Offline Offline

Пол: Женский
Сообщений: 3595


закат солнца вручную

  • Бывший Верховный Правитель Почетный старожил
  • 493372306
    WWW
    « Ответ #10 : Апрель 02, 2006, 11:54:35 »

    спасибо большое!  Я раньше шилоп прокалывала дырки (под дрель книги отдавать было просто жалко - все же внутренние поля маленькие), а потом сшивала. Внешний вид книги после этого был так себе... Правда, откуда взять сей чудесный станок? 
    И, кстати. Для поклейки книг я пользую обычный "Момент" (или клей типа него) - клеит крепко, но все равно, с книгой потом надо обращаться бережно.
    Записан

    То, что люди говорят обо мне, мало характеризует меня.
    Но зато отлично характеризует их
    Отдам книги в хорошие руки!
    der
    Гость
    « Ответ #11 : Апрель 02, 2006, 13:39:54 »

    Надеюсь информация пригодится.

    -  Юся, помнишь, я тебя спрашивала в чём ты зажимаешь бумаги когда сверлишь? Можно использовать этот станок.

    -  Хотя, если вы планируете постоянно заниматься ремонтом своих книг я всё же советую приобрести тиски.
    В Москве и Питере это сделать не сложно – у вас довольно много организаций, занимающихся реставрацией и многие из них продают оборудование (найти можно через Интернет – послать запрос на «тиски переплётные», «оборудование для ручного переплёта», например,  http://www.ita.ru/index-ea=1&roll=1&ln=&chp=showgood&num=530 ). Хотя это дороговато.
    Проще заказать их у столяра (мы делали именно так и  оборудование для ручного переплёта – наша гордость,  оно удобное и красивое).
    Если есть возможность можно сделать самим: там и надо-то всего два куска доски (гладкой и вскрытой лаком). Два больших, сантиметров по 50 болта (или винта) и к ним  4 гайки и 2 гайки-барашек  (как что называется, спросила у мужа, он сказал что всё это можно купить в хоз. магазине или на рынке).


    -  Теперь про клей.
     «Момент» - хороший вариант (я про него совсем забыла, а ведь муж мой только им и суперклеем пользуется) - но только для корешка бесшвейного переплёта. (Юся  )

    Он  обладает великолепными клеящими качествами, быстро высыхает, к тому же очень эластичный – то что нужно.

     Бумагу же нужно клеить тем составом, о котором я писала.


    Скажите, информация про то, как сделать книгу в твёрдом переплёте кого-нибудь интересует? (чтобы я зря не писала)
    « Последнее редактирование: Апрель 02, 2006, 13:41:27 от Darina » Записан
    Oksana
    Гость
    « Ответ #12 : Апрель 03, 2006, 12:31:10 »

     Таня, меня интересует.
    Записан
    Сarnerita
    Ступающая мягко
    Читатель.
    Герцог
    *****

    Карма 346
    Offline Offline

    Пол: Женский
    Сообщений: 793


  • Почетный старожил Бывший Наместник

  • WWW Email
    « Ответ #13 : Апрель 03, 2006, 13:16:26 »

    Меня тоже очень интересует.
    Технологию восстановления книг в мягкой обложке наблюдала такую.
    1. Шилом провертеть 3 дырки
    2. Прошить бечевкой
    3. Сверху оклеить по корешку изолентой
    4. Всю книгу оклеить скотчем.
    По сравнению с описанным выше - варварство. Но книги держаться долго, и из инструментов надо только шило.
    Записан

    Кто душой крепче скал,
    Сдастся только любя.
    Я тебя отыскал.
    Я узнала тебя.
    Irene
    Читатель
    Виконт
    **

    Карма 56
    Offline Offline

    Пол: Женский
    Сообщений: 248


    Пока мы верим в чудо, мы живем...

    372122771
    « Ответ #14 : Апрель 07, 2006, 17:43:23 »

    Меня тоже интересует. Продолжай, пожалуйста
    Записан
    Страниц: [1] 2 3 ... 5 Печать 
    Перейти в:  


    Войти

    Форум "Мечтательница"
    Powered by SMF 1.1.11 | SMF © 2006-2009, Simple Machines LLC