Мадлен Вионне была самым талантливым инноватором своего времени; нет ни одного другого дизайнера, который мог бы сравниться с ней своим вкладом в техническую и технологическую копилку моды.
Madeleine Vionnet,
(1876-1975)
до сих пор мало известна широкой публике, хотя ее вклад в моду ХХ века невозможно переоценить. Родившись в бедной семье, Мадлен была вынуждена работать с 11 лет – помощницей портнихи. Ее юные годы нельзя назвать безоблачными – она переезжала с место на место, работала в Лондоне и пригородах Парижа, вышла замуж и пережила смерть маленькой дочери. Но в 1900 г. удача впервые улыбнулась ей – она поступила на работу в один из самых известных в ту пору французских модных Домов – сестер Калло (Callot Soeurs), где вскоре стала правой рукой мадам Гербер – старшей из трех сестер, отвечавшей за художественное руководство Дома. Вионне всегда с благодарностью вспоминала это сотрудничество: «Она научила меня создавать «роллс-ройсы». Без нее бы я выпускала «форды». Затем последовала работа в другом модном Доме – Жака Дюсе (Jacques Doucet), после чего в 1912 г. Вионне созрела до открытия собственного Дома.
Настоящий успех пришел к Мадлен Вионне после Первой мировой войны, когда женщины оценили подлинную элегантность ее чрезвычайно сложных платьев. Мадлен не умела рисовать, но обладала блестящими математическими способностями и особенным пространственным мышлением.
М. Вионне за работой, 1930-e.
Она «лепила» свои платья на небольшом манекене в половину человеческого роста, перекалывая ткань сотни раз, добиваясь идеального облегания фигуры с помощью единственного шва.Ее наиболее известным изобретением, без которого трудно представить самую рафинированную и женственную моду прошлого века, моду 1930-х годов, остается крой по косой (под углом в 45 градусов относительно основы ткани), который она использовала со второй половины 1920-х для изделия в целом, а не для отдельных небольших деталей, как это было до нее. Такой крой предполагает использование струящихся, текучих тканей – шелка, атласа, крепа. У своего поставщика, крупнейшего текстильного производителя Бьянчини-Ферье (Bianchini-Férier) Вионне заказывала ткань двухметровой ширины; для нее на фабрике изобрели особый материал из смеси ацетата и натурального шелка бледно-розового цвета.
Мадлен была равнодушна к цвету, но питала страсть к форме, которую она понимала как преданность естественным линиям женского тела. «Когда женщина улыбается, платье должно улыбаться вместе с ней», - говорила она. Большинство ее творений выглядят бесформенными и вялыми, пока они висят на вешалке, но, будучи надетыми, оживают и начинают «играть». К числу ее заслуг следует отнести создание вещей, собранных с помощью одного шва или узла; изобретение и популяризацию горловины-хомута, воротника-трубы; деталей кроя в виде прямоугольников, ромбов и треугольников. Часто ее платья представляли собой один кусок ткани, застегивались сзади или не имели застежки вовсе, а клиентки были вынуждены учиться надевать и снимать их. В 1930-х она постепенно отказывается от кроя по косой в пользу классических драпировок и античной эстетики, разделяя тем самым увлечение таких дизайнеров, как Агюстабернар (Augustaberbard) и Мадам Грэ (Madam Gres). Нередко ее модели подражали античным образцам и наряду с текучими формами могли включать жгуты, узлы и сложносочиненные драпировки, а манекенщицы изображали небожительниц на фоне античных масок, колонн, руин и прочих древностей. Вионне закрыла свой Дом в 1939 г. и прожила еще долгих 36 лет.
Платья 1920-х гг. Клиновидные вставки, заставляющие подол «дребезжать», появились при участии Вионне во второй половине двадцатых годов, разбивая четкие геометрические линии стиля la garconne.
Такие модели были гордостью Вионне. Конструкция этой блузки держится исключительно на банте, завязанном узлом на груди. Однажды найденную идею Мадлен использовала многократно, оттачивая и доводя до совершенства. «Деревенское» платье, модель № 7207, 1932 г. Модель № 6256, 1931 г. Креповое платье со сложнейшим в изготовлении лифом, сплетенным из полосок ткани, дополнено накидкой с пелериноподобными рукавами. Пелерины пользовались большим спросом с 1930 г., тогда как рукава «крылышки» вошли в широкий обиход в 1932 г.
Возможно, самое известное изображение творения Вионне. Манекенщица имитирует нимфу с луврского античного барельефа, которым вдохновлялась Мадлен. 1931 г. Фотография Джорджа Гойнингена-Гюне.
В 1930-х она постепенно отказывается от кроя по косой в пользу классических драпировок и античной эстетики, разделяя тем самым увлечение таких дизайнеров, как Агюстабернар (Augustaberbard) и Мадам Грэ (Madam Gres). Нередко ее модели подражали античным образцам и наряду с текучими формами могли включать жгуты, узлы и сложносочиненные драпировки, а манекенщицы изображали небожительниц на фоне античных масок, колонн, руин и прочих древностей.
Платье из плиссированного серебряного ламе с горловиной «хомут», состоящей из стразов. Занавес на заднем плане имитирует каннелюры греческих колонн и вторит легкой плиссированной ткани платья. 1937 г.