Мечтательница

Светланин уголок => Это интересно => Тема начата: Лемниската от Март 20, 2013, 13:51:57



Название: Архонтиса русов
Отправлено: Лемниската от Март 20, 2013, 13:51:57
Эх, товарищ сержант, вы все обещаете, обещаете.

Почти год назад обещала рассказать про княгиню Ольгу. Лучше поздно, чем никогда. Источником опять послужили так  любимые мною исторические статьи так любимого мною Георгия Прошина.

Архонтиса русов.

История происхождения Ольги довольно туманна. Никто не знает. Ни возраста, ни родословной. «Повесть» считает, что Ольгу в жены Игорю «привезли из Пскова». Вот так взяли и привезли. Другой источник (которому я тоже не особо верю) – «Степенная книга» дает такой вариант появления Ольги в Киеве. Когда Игорь проводил своей дружине экскурсию по северным землям (знаем мы эти экскурсы), потребовалось форсировать какую-то речушку (может Северную Двину?), а паромщиком внезапно оказалась девица. Князь, как и водится в таких случаях, решил отплатить не только монеткой, но и любовью, за что получил веслом по башке. От души. Причем девица оказалась «очень рассудительна и хороша собой». Вкупе с неплохой физической подготовкой это сразило князя наповал, и он тут же влюбился. Но было ему некогда, и  только после возвращения в Киев велит найти прекрасную паромщицу и доставить пред ясны очи. Видимо, второй раз по морде ему получать не хотелось, поэтому выход был один – жениться. Хотя мы-то с вами знаем – жениться у наших языческих предков (особенно венценосных) еще не значит жениться. Женам имя – легион, и звание «любимой»  поди-добейся. Напоминаю, что это было определяющим при наследовании детьми княжества.

Сейчас приведу довольно варварские расчеты «Устюжного летописца» (в обморок не падать!).  Игорь взял в жены Ольгу, когда ей было 10 лет от роду. И это вполне вероятно. Помним, что в Древней Руси (и не только) брак в таком возрасте считался нормой. Прожили они 43 года. Если сопоставить эти цифры с «Повестью» (древляне убивают Игоря в 945 году, а Ольга умирает в 969-м), то умирает она во вполне преклонном возрасте.  Приходится констатировать, что источники вновь представляют нам весьма широкий выбор разнообразных возможностей. Из всего этого можно сделать только один вывод -  при современном состоянии изучения вопроса такой выбор вообще никуда не годится, потому что никакого выбора и сделать нельзя. Давайте просто договоримся (ну надо же сохранить какую-никакую романтику) – Ольга была очень хороша собой и овдовела все-таки молодой – предположительно. В пользу этого говорит (какбэ) то, что Святослав – единственный ребенок Ольги –других детей у нее не было (стоит уточнить, что из оставшихся в живых, - вполне возможно, было их и 10, да никто не выжил). При тогдашнем наследовании власти и весьма свободной языческой семье Игорь просто не стал бы долго ждать первенца, и Ольга не попала бы на  страницы летописей.

Давайте не будем принимать за чистую монету сказочные рассказы о мести Ольги древлянам. Легенда родилась в фолклорном сознании эпохи, когда информация передавалась в основном из уст в уста. В саму «Повесть » эти рассказы могли попасть только через несколько столетий после самих событий. Единственно – вполне возможно, что Ольга для подавления древлянского восстания применила не вполне адекватные для того времени меры.  От дамы, которая не побоялась в девичестве дать в морду самому князю, ничего другого ожидать  не стоило. Отсюда и сложились устрашающие рассказы.

Хотя ни Ольга, ни Игорь не становятся героями былин своих современников. Все-таки никогда не любили русичи жестокости, а если еще прибавить и нелюбовь к пришлому варяжскому конунгу Олегу (папашке), то это становится вполне объяснимым.  Сюжет про месть древлянам – на самом деле поэтическое осмысление славянского похоронного обряда, где покойника несут в ладье, а потом сжигают на погребальном костре. Нестор как бы говорит нам – все кончилось, и после Ольги уже ничего не будет по-прежнему.

(продолжение грядет)


Название: Re: Архонтиса русов
Отправлено: Лемниската от Март 23, 2013, 00:19:22
В первый год своего вдовства Ольга проводит нечто похожее на государственную реформу. Производится размежевание земель, устанавливаются твердые подати и определяются места их сбора. Ранее сбор налогов мало отличался от набегов. Хорошо, если только все, что под руку попадалось отбирали, – а ведь запросто могли и подпалить. Конечно, личное участие Ольги в формировании государственной машины  наверняка ограничено – тут и бояре, и  дружина, и торговые гости – послы. Все это формирует своего рода номенклатурный аппарат. Замечу, что где-то в это время, вполне возможно именно с подачи нашей героини, становится вне закона  привычка знати ловить местных смердов и на веревке отправлять  на невольничий рынок в тот же Константинополь. Хотя приторговывали живым товаром еще очень долго (вплоть до сегодняшнего дня). Но кроме всего прочего, государство нуждается в новой феодальной идеологии, которую примут окружающие страны. Тут очень хорошо проявилась подковерная борьба «торговых гостей» - послов. Какая партия победила, нам всем известно исторически (и я сейчас не про Единую Россию говорю). Вся эта деятельность  вполне объясняется объективными историческими законами развития общества. Ольга готовит страну к княжению Святослава. Вернее, к тому, что Святослав княжить практически откажется, свалив все на маму.
Ну, а теперь непосредственно о поездках княгини в Царьград. Большинство историков сходятся на том, что поездок было несколько, две как минимум.
И причин для вояжа было несколько. Безусловно, Ольга прощупывала почву для принятия Русью именно византийской версии христианства как государственной религии. Это во-первых. Во-вторых, и тут тоже не поспоришь, – улучшение торговых отношений с империей. Но была и третья причина, о которой «Повесть» не говорит.
 
Как и всегда в случае с  Ольгой, нам не известно точное время посещения Константинополя. Да и история с крещением довольно темная. То, что Ольга крестилась в империи, строго говоря, самими константинопольскими историками не подтверждается. Вполне возможно, таинство свершилось именно там, но сей факт никого особо не вдохновил для запечатления, ну самого Константина точно не вдохновил – не удосужился он об этом написать собственноручно.


Название: Re: Архонтиса русов
Отправлено: Christina от Март 23, 2013, 17:23:30
Лемниската, я не совсем с тобой согласна на счет византийских источников и такой трактовки об Ольге.

Император Константин Багрянородный (а он был больше ученым и писателем, чем императором) в своем историческом произведение "Об управлении империей" подробно описывает первый  официальный прием Ольги 9 сентября 956  г. и ее 1,5 месячное пребывание в Константинополе - на то время мировой столицы.

Как считают многие ученые Ольга крестилась еще в Киеве в 954-955, а в  Константинополь ездила просить крещения Руси и епископа в 955-957 гг.

Уже во времена князя Олега († 912) были в Киеве и на Руси варяги-христиане, а за князя Игоря они имели свою церковь святого Ильи в Киеве. В этой церкви христиане-дружинники, подписывая мирный договор с Византией 944 года, присягали князю Игорю, мужу Ольги.

Приехала она со священником Григорием.
Подарила императору золотое с драгоценными камнями блюдо, которое долго украшало ризницу Константинопольского главного собора. На нем христианские символы - изображение Христа на драгоценном камне, и предназначено оно было для церковной службы. Язычница не могла бы сделать такого подарка и с такой помпой быть принятой (а ее даже  освободили от проскинесиса, т.е. тройного поклона, который посетители должны были делать перед императорским троном, падая ниц). Ольга приняла благословение патриарха во время торжественной службы в Константинопольской Софии. Эта акция с согласия самой княгини и благодаря византийцам была воспринята как ее истинное крещение. Событие постепенно получило огласку в средневековом мире и переросло из личного дела Ольги в важный государственный акт.

В то же время, «Повесть временных лет» утверждает, будто император сватался к Ольге, но княгиня его перехитрила: сказала, что не годится ему знаться с язычницей, и попросила, чтобы царь сам ее окрестил, однако после крещения, во время которого Константин назвал ее по обряду « дщерь », отказалась стать женой. Мол, закон христианский не позволяет такого брака. Этот факт, как и многие другие, без сомнения, попали в летописи из народных преданий об Ольге, ее крещения и пребывания в Царьграде.

Несмотря на все ее старания, император ответил ей отказом крестить Русь.

В 959 году она посылала послов к германскому королю Оттону І. Западные летописи утверждают, что княгиня просила у него епископа и священников.

Старания Ольги обратить и своего сына Святослава в христианскую веру не увенчались успехом.